Труд-Эксперт.Управление. Учет результатов специальной оценки условий труда Ссылки для скачивания

Наниматель при выборе организации, которая будет проводить оценку условий труда для выявления факторов опасности, должен понимать, что не все компании обладают правом на проведение такой экспертизы . Для этого на официальном уровне был создан реестр организаций, который регулируется государством.

Законодательные акты

Все основные регламентирующие положения для проведения оценки труда отображаются в Трудовом кодексе Российской Федерации. Кроме этих норм был принят в дополнительном порядке закон, где более подробно рассмотрены все нюансы проведения и результаты (28.12.13 №426-ФЗ).

Министерство труда утвердило в свою очередь Приказ №33н , в котором регламентировало несколько документов :

  • методика для проведения оценки;
  • классификация опасных производственных факторов;
  • форма составления отчета для проведения оценки;
  • подробная инструкция по заполнению данной формы.

Для чего нужен реестр СОУТ

Данный реестр необходим для облегчения поиска компаний или специалистов, которые оказывают услуги СОУТ. Он поможет в проверке организации для определения наличия права предоставлять подобные услуги.

Законодательно установлено, что предприятия, которые имеют места для сотрудников, должны санкционировать специальную оценку условий работы с периодичностью раз в пять лет .

Также регламентировано что данный процесс не может быть проведен собственными силами. Для этого нужно официально обратиться в организацию , которая занимается оказанием подобных услуг и имеет право на это. Она в свою очередь постоянно контролируется государством.

Учет всех предприятий, занимающихся СОУТ, проводится в реестре на сайте Министерства труда rosmintrud.ru . На нем можно подробно ознакомиться с представленным списком компаний, которые проводят СОУТ. Кроме того, можно будет узнать реестр аккредитованных предприятий, специализирующихся на охране труда.

Как пользоваться

После того как будет совершен переход на официальный сайт Министерства труда, нужно:

  1. Ввести критерии для поиска необходимой компании (специалиста). В случае если известно — название предприятия, его ИНН или номер в реестре. Для поиска введите необходимое значение в соответствующее поле, после чего нажмите «НАЙТИ».
  2. Провести осмотр в реестре всех компаний и экспертов, которые оказывают услуги СОУТ. Чтобы сделать это, необходимо перейти вниз страницы и соответственно ознакомиться с перечнем организаций. Хотя стоит отметить, что данный метод весьма некомфортен из-за практически бесконечной прокрутки в поисках необходимой компании. Кроме того, есть возможность загрузить список всех организаций в формате «Excel». Для этого нужно нажать на кнопку «Экспорт в csv».
  3. Ознакомиться с компаниями, которые зарегистрированы в нужном регионе Российской Федерации. Чтобы сделать это, нужно пролистать страницу вниз до поля «Субъект». После чего выбрать необходимый регион и нажать кнопку «НАЙТИ». Данный метод является крайне удобным, так как позволит найти организации в выбранном районе ближе к месторасположению предприятия.

Какие сведения содержит

Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.06.14 №599 , в реестр организаций, занимающихся СОУТ, должны быть внесены следующие сведения :

В базу данных специалистов СОУТ, как правило, вносится ряд следующих данных :

  • ФИО специалиста;
  • информация о сертификате специалиста;
  • поле деятельности;
  • дата прекращения действия сертификата, выданного специалисту по СОУТ.

Требования к организациям

Данное положение регулирует Постановление №599 , согласно которому в аккредитованном реестре компаний по охране труда размещаются организации, отвечающие ряду требований :

  1. Организация должна иметь специальную лабораторию, которая обладает официальной аккредитацией.
  2. В компании должны быть трудоустроены минимум пять специалистов, которые прошли сертификацию и могут проводить СОУТ. При этом с каждым специалистом должен быть подписан трудовой договор. Кроме того, один из экспертов обязан иметь высшее медицинское образование (специализация на гигиене труда).

В реестре специалистов СОУТ отображаются лица, которые отвечают нижеприведенным требованиям:

  1. Специалист обязательно должен иметь высшее образование.
  2. При отсутствии профильного образования специалист обязывается иметь документы, подтверждающие повышение квалификации в учебных учреждениях с программой, продолжительность которой не менее трех дней.
  3. Специалист обязательно должен иметь опыт работы в области охраны труда не менее трех лет, сюда относится и стаж в СОУТ.

Порядок проведения

Проверка условий труда на предприятиях проводится, как правило, в строго регламентированном порядке :

  1. Выявление потенциально вредных и опасных производственных факторов.
  2. Проведение исследований выявленных факторов (лабораторные анализы, измерения и т.д.).
  3. Установка класса опасности.
  4. Подведение итогов и оформление результатов.

Протокол о проведенных исследованиях и замерах должен быть оформлен в отношении каждого выявленного опасного фактора, после чего отчет подписывается всеми участниками специальной комиссии и заверяется ее председателем.

В случае если хоть один член комиссии не согласен с результатами, он может оформить свое мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Результаты оценки экспертного уровня

Согласно итогам проверки компания, которая проводила экспертную оценку, обязана обозначить классы нынешних условий . На данный момент существует всего четыре класса :

  1. Оптимальный (самый маленький уровень воздействия вредных факторов).
  2. Допустимый.
  3. Вредный.
  4. Опасный.

Работодатель должен организовать ознакомление сотрудников с отчетом комиссии СОУТ на их местах работы, под личную роспись на протяжении 30 календарных дней . В этот срок не входит период временной нетрудоспособности специалиста, пребывание в отпуске и командировке.

После чего данные, полученные в результате проверки СОУТ, согласно законодательным нормам, необходимо передать в Федеральную государственную информационную систему учета .

В свою очередь организация, проводившая СОУТ на протяжении 10 календарных дней с момента заверения отчета, также должна предоставить его в соответствующую Федеральную базу. Отчет должен быть отправлен в электронном виде с заверенной сертифицированной электронной подписью руководителя.

Проверка документов и заключение договора

Вся ответственность за своевременное СОУТ в организации возлагается на работодателя.

Полный комплект документации, который потребуется для проверки СОУТ, устанавливается в индивидуальном порядке и во многом зависит от особенностей компании. Законодательно устанавливается минимальный перечень документов , которые нужны для комиссии.

Процесс приготовления документации для СОУТ происходит во время организационного этапа. Прежде чем заключить договор с предприятием, которое займется проверкой в организации, работодатель должен :

  1. Создать комиссию по СОУТ.
  2. Заверить состав данной комиссии.
  3. Разработать график ведения работы.

Документация, которая необходима лабораториям для проведения СОУТ:

  • реквизиты фирмы;
  • приказ о создании комиссии;
  • СНИЛС сотрудников;
  • штатное расписание для заверения списка рабочих мест;
  • ряд отраслевых документов.

Дополнительно могут быть затребованы:

  • должностные инструкции работников;
  • журнал регистрации техники безопасности.

О том, как провести СОУТ за счет средств ФСС, можно узнать из данного видео.

1. Сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в информационную систему учета, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

2. В информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:

1) в отношении работодателя:

а) полное наименование;

б) место нахождения и место осуществления деятельности;

в.1) код причины постановки на учет в налоговом органе;

е) количество рабочих мест;

ж) количество рабочих мест, на которых проведена специальная оценка условий труда;

з) распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда;

2) в отношении рабочего места:

а) индивидуальный номер рабочего места, который при внеплановой и (или) повторной специальной оценке условий труда должен полностью совпадать с первоначально указанным для данного рабочего места;

(см. текст в предыдущей редакции)

б) код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;

в) страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;

г) численность работников, занятых на данном рабочем месте;

д) класс (подкласс) условий труда на данном рабочем месте, а также класс (подкласс) условий труда в отношении каждого вредного и (или) опасного производственных факторов с указанием их наименования, единиц их измерения, измеренных значений, соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) условий труда, продолжительности воздействия данных вредных и (или) опасных производственных факторов на работника и сведений о снижении класса (подкласса) условий труда на основании оценки эффективности средств индивидуальной защиты, включая реквизиты протокола оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

(см. текст в предыдущей редакции)

е) основание для формирования прав работников, занятых на данном рабочем месте, на досрочное назначение страховой пенсии по старости (при наличии таких прав);

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) сведения о произошедших за последние пять лет несчастных случаях на производстве и о профессиональных заболеваниях, выявленных у работников, занятых на данном рабочем месте;

з) сведения о качестве результатов проведения специальной оценки условий труда (соответствие или несоответствие результатов проведения специальной оценки условий труда требованиям настоящего Федерального закона в случае проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда);

и) сведения о принятии федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, решения о прекращении действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

3) в отношении организации, проводившей специальную оценку условий труда:

а) полное наименование;

б) регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

в) идентификационный номер налогоплательщика;

г) основной государственный регистрационный номер;

д) сведения об аккредитации испытательной лаборатории (центра), в том числе номер и срок действия аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра);

е) сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвовавших в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда;

ж) сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его поверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.

3. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи. Указанная организация в течение трех рабочих дней со дня внесения в информационную систему учета сведений обязана уведомить работодателя об этом на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей, предусмотренных частями 1 и настоящей статьи, работодатель вправе передавать в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе в электронной форме, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае, указанном в части 4 настоящей статьи, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, передает в информационную систему учета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения в отношении объектов учета, указанных в

По причине того, что сведения о выгрузке для ФГИС СОУТ занимают значительный объем данных, не удалось найти эффективного решения для интеграции данного режима в программу "Аттестация-5.1" (в MS Word). Значительный объем данных выгружаемый в документ MS Word приводит к ощутимым проблемам производительности при просмотре документа и имеет неудобный доступ к содержимому при просмотре материалов.

В связи с этим, было принято решение о создании отдельной программы (утилиты) для просмотра сведений из файла экспорта для ФГИС СОУТ (АКОТ). П рограмма позволяет просматривать сведения по разделам:

  • общие сведения о файле экспорта;
  • аттестующая организация;
  • лаборатория;
  • работодатель;
  • ведомость рабочих мест;
  • рабочие места;
  • факторы.

Состав и установка ПО.

Программа для просмотра XML для ФГИС СОУТ включает всего один рабочий файл с именем "akot_reader.exe ". Дополнительным требованием к системе является наличие программной платформы ".NET 4 Framework Client Profile". Данная платформа предустановлена для Windows 8, 10 и обычно уже входит в состав обновленной Windows 7. Для Windows XP потребуется обязательная дополнительная установка среды ".NET 4 Framework Client Profile", если она не была ранее установлена.

Для скачивания предоставляется 2 варианта:

  • файл akot_reader для самостоятельного развертывания;
  • дистрибутив (setup) для автоматического развертывания и интеграции в меню ПУСК-Программы.

Для самостоятельного развертывания необходимо скопировать файл akot_reader в любую папку (например , на рабочий стол) и выполнять запуск программы за счет открытия файла akot_reader (или самостоятельно созданного ярлыка на этот файл). Для запуска потребуется предустановленная программная платформа ".NET 4 Framework Client Profile".

Преимуществом развертывания с использованием дистрибутива (setup) является наличие автоматической проверки на наличие установленной.NET. Если платформа ".NET 4 Framework Client Profile" не обнаружена, происходит автоматическое скачивание и установка необходимых компонентов. В связи с чем, для установки дистрибутива требуется доступ в интернет. Перед установкой дистрибутива необходимо полностью извлечь содержимое из архива. В состав дистрибутива входит файл setup, файл akot_reader и папка Application Files. В момент установки должен быть доступ ко всем компонентам дистрибутива.

Установка дистрибутива производится по технологии ClickOnce, результатом будет установка ярлыка в папку Программы - подпапку сайт , как показано на рисунке (на рисунке показан ярлык в меню ПУСК для win 7, для других ОС могут быть незначительные отличия во внешнем виде).

Одним из преимуществ использования дистрибутива по технологии ClickOnce является возможность автоматического обновления ПО перед запуском. В момент запуска ПО устанавливается связь с сайтом сайт с целью определения наличия последней версии программы, это выражается наличием окна, как показано на рисунке.

В момент отображения данного окна происходит контроль версий на сайте сайт и при необходимости запрос на установку новой версии. Соответственно запуск приложения для возможности контроля новой версии потребует доступ в интернет.

Условия использования.

Никаких ограничений на использование программы "Просмотр XML для ФГИС СОУТ" не предусмотрено, возможна передача 3-им лицам без дополнительного согласования с разработчиком.

Ссылки для скачивания

Дистрибутив программы (в архиве);

Возможные проблемы при установке (для опытных пользователей и системных администраторов).

1. Возможна блокировка во время установки и запуска приложения со стороны антивирусного ПО. В данном случае потребуется настроить исключения на каталог установки в настройках используемого антивирусного ПО.

2. Для настройки каталога установки программы в исключениях антивируса потребуются дополнительные действия для определения пути к каталогу установки. Для приложений развернутых по технологии ClickOnce место хранения рабочих файлов заранее неизвестно. В связи с этим, есть определенные неудобства для определения каталога установки и может потребоваться следующая процедура:

  • запустить программу;
  • перейти в диспетчер задач (вкладка "Процессы");
  • перейти в папку, как показано на рисунке.

Указанная папка (после действия под номером 3) будет соответствовать каталогу установки программы akot_reader в режиме развертывания ClickOnce. При необходимости данный путь вносится в список исключений для антивирусного ПО.

Запуск программы.

Интерфейс ПО не должен вызвать сложностей в использовании, после открытия нужно выбрать файл экспорта сформированный программой, как показано на рисунке.

По умолчанию предусмотрена возможность открытия файлов с расширением XML, но возможно и открытие SOUT-файлов.

Обратная связь.

Предложения и замечания отправляйте по адресу [email protected] Все предложенияи замечания будут рассматриваться разработчиком на возможность включения в очередное обновление программы.

Выполнение спецоценки условий труда (СОУТ) строго контролируется законодательством на всех этапах, включая применение ее результатов. Именно поэтому отчетность по итогам работ по СОУТ передается не только компании-заказчику, но и государственным ведомствам. Речь идет о предоставлении таких сведений в информационную базу, аккумулирующую результаты проведения оценки на всех типах предприятий.

Порядок учета информации по СОУТ

Федеральная информационная система учета результатов проведения СОУТ является специализированной информационной базой. Она включает в себя полный объем сведений о каждой процедуре спецоценки, выполненной на территории нашей страны в соответствии с требованиями 426-ФЗ . Ключевые условия о функционировании системы приведены в ст. 18 этого нормативного документа.

Данный раздел 426-ФЗ регламентирует объем и характер сведений, предоставляемых в систему. В ней следует отразить все необходимые данные по следующим информационным разделам:

  • данные о работодателе, выступающем в качестве заказчика процедуры СОУТ;
  • данные о рабочих местах, подвергшихся процедуре оценки;
  • данные о компании, выступившей в качестве исполнителя работ по спецоценке.

Передача данных в систему

Согласно действующему порядку функционирования информационной системы по СОУТ ведением такого информационного ресурса занимается Минтруда РФ. 426-ФЗ определяет распределение обязанностей по передаче информации о специальной оценке условий труда в территориальный орган министерства. Так, чт. 18 устанавливает, что в общем случае она возлагается на компанию, которая реализовывала работы по спецоценке. Передача данных в систему является обязательным этапом предоставления услуги.

Статьи 4 и 5 определяют порядок действий участников процесса, если по какой-либо причине выполнение этих обязанностей исполнителем является невозможным. В такой ситуации данные о выполненных работах передаются в систему самим работодателем, заказавшим услугу. Отличие этого механизма заключается в том, что исполнитель передает данные непосредственно в Минтруда. Заказчик же должен направить их в государственную трудовую инспекцию, откуда они поступят в информационную базу учета итогов работ по СОУТ. Во всех случаях участники процедуры должны соблюдать конфиденциальность информации.